Личностно-ориентированные технологии на уроках изобразительного искусства           

          Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких форм являются   личностно-ориентированные технологии, которые характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью.  Они ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее разностороннего, свободного и творческого развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных технологиях). Согласно этого стараюсь видеть в каждом ребенке индивидуальность, неповторимость каждой личности и принимать ее таковой, какая она есть.         

              Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.  В первую очередь,  я стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха, нацеливание на то, что у них обязательно все получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе  учащихся. Стараюсь  проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях,  расположение к каждому ребенку, внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение. Общение с классом начинается еще на перемене.

   Практически каждый урок у нас начинается со стихотворного приветствия, например:

1.

Друзья мри, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

2. Свое стихотворение:

Добрый день, дорогие мои друзья!

В кабинете ИЗО рада видеть вас я.

Красотой будем здесь мы опять любоваться,

И конечно же  творчеством  заниматься.

                 Из психологии мы знаем, что всех людей можно отнести к одному из четырех типов темперамента: холерикам, сангвиникам, флегматикам и меланхоликам. Работая девять  лет учителем ИЗО, я долго наблюдала за каждым типом и заметила, что холерики (их можно назвать вспыльчивыми или безудержными) к изобразительному искусству проявляют повышенный интерес, к творческой деятельности приступают быстро, но этот интерес поддерживается недолго. Выполнять кропотливую работу они не могут. Проявляют особый интерес к живописи и лепке. Внимание привлекает сочность и яркость выбранных ими  гуашевых красок. Если задание им нравится, и все у них получается, то они могут работать с удовольствием, быстро и долго. При успехе торжествуют. Трудности в работе их не пугают, неудачу могут скрыть, но нередко, если что-то не устраивает или не получается, могут обидеться, начать новую работу, а старую порвать. Или вовсе прекращают работать.  Если указать на недостатки, могут проявить гнев и даже агрессию. Посещают студии, кружки, но долго не задерживаются. Нуждаются в постоянной поддержке.

                 Сангвиники (подвижные) активны во всех видах изобразительной деятельности. Включаются в работу быстро, проявляют уравновешенность, заинтересованность. Движения уверенны, неторопливы. Используют все художественные материалы, многокрасочную палитру, разные мазки. Неудачи не вызывают психологических срывов. Работа сопровождается остановками, взглядами. Увлечение новой деятельностью длится недолго, но небольшой стимул снова вызывает интерес к работе. Хорошо реагируют на природу. Проявляют  доброжелательное отношение к сверстникам, тактично относятся к их работе. Охотно посещают кружки, студии, но самостоятельной изобразительной деятельностью не занимаются.

                Флегматики (слабые) Включаются в работу медленно, не решительны во время художественной деятельности, трудно переносят нагрузки, не могут долго и сосредоточенно работать. Боятся красок, кистей. Предпочтение отдают графике. Живописные работы у них достаточно прозрачны. В процессе творческой деятельности нерешительны, застенчивы, спокойны, чувствительны к ласке. Переживают по незначительному поводу (капля краски на бумаге). Любят слушать музыку, лирические произведения. К успехам товарищей доброжелательны. Чаще других занимаются в студиях, кружках и самостоятельно дома.

               Меланхолики (пассивные) в изобразительной деятельности сдержанны и спокойны. Одинаково включаются во все виды работы. Хорошо запоминают приемы работы, но к процессу творческой деятельности приступают не сразу. Работоспособность у таких детей длительная. Большое предпочтение отдают фрагментам природы, любят рассматривать детали. Цветовые пятна на их работах тонкие и не плотные. К своему творчеству относятся спокойно и даже критически. Не всегда решаются высказать свое мнение Их нельзя торопить во время работы. Очень недоверчивы, быстро разочаровываются, поэтому кружки, студии посещают редко, чаще занимаются творческой деятельностью самостоятельно дома.

               Чтобы обеспечить всем детям на уроке комфорт, я рассаживаю их по группам. Известные психологи, С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выгодский, говорят, что возможен различный  комплексный подход к распределению групп. Во-первых, одну группу учащихся могут составлять дети одного и того же типа темперамента. И так четыре группы. Разделение на разные группы помогает осуществлять личностно-ориентированный подход, потому что с разным типом темперамента осуществляется разная работа. Что я и стараюсь делать. Например, в 3 классе дети рисуют пейзаж по стихотворению. Меланхоликам я даю яркие краски (радостный пейзаж),  холерикам (безудержным) говорю шепотом, глажу по голове, даю светлые краски (нежный, волшебный пейзаж).  А сангвиникам предлагаю выбрать, какой захотят. Флегматикам, чтобы успокоить, нацелить на то, что все получится могу в качестве поддержки прочитать стихотворение на ушко:

Не волнуйся, успокойся,

Красок ты дружок не бойся,

Кисточкой ты их погладь,

На бумаге след оставь.

Посильней на ворс нажмешь –

След широкий ты найдешь,

Кончиком чуть-чуть коснешься –

Тонкой линии добьешься.

Таким образом, идет как бы дирежирование учебным процессом. Кроме этого выдаю разные художественные материалы: безудержным – большой лист, жесткую большую кисть, слабым – маленький лист бумаги, тонкую, нежную кисть. А иногда, учитывая настроение учащегося поступаю наоборот для того, чтобы несколько успокоить очень подвижного, эмоционального ребенка и расшевелить, заставить поверить в свои силы инертного, слабого, неуверенного в себе ученика.

                 Во-вторых,  Рубинштейн говорил, что у человеческого организма существуют четыре психологические функции: 1)  мыслительная, 2) эмоциональная, 3) чувствительная, 4) интуитивная. У ребенка какая-то одна из трех первых функций доминирует. Как проверить, какая? Для этого предложить рассмотреть картину Врубеля «Царевна-лебедь». Дети с преобладанием мыслительной функции начинают рассуждать, как царевна грустна, переживает, она не поняла, кем быть лучше. Эмоциональные учащиеся – взрывные, сразу выкрикивают: «Ух, ты! Как красиво!» Чувственные –  начинают ее жалеть. Таким образом, возможно другое разделение на группы.

                 Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Поэтому я использую и третий вариант деления учащихся для работы: 1 группа – сильные дети, 2 группа – средние, 3 группа – слабые учащиеся. Например, на уроке по ДПИ в 5 классе, конспект которого приведен ниже.

                  И в заключении хочется отметить, что учителю необходимо усвоить принцип, гениально угаданный К. Роджерсом: видеть способности ученика в неразвитой форме. Все живое начинает проявляться в своем развитии сначала недифференцированно, сходно с другими,  и лишь позднее начинает просматриваться  индивидуальное. Сказанное выше позволяет оценить, насколько важно, чтобы учитель привлекал детей к взаимному эмоциональному сопереживанию, выставляя рисунки каждого из них для всеобщего обсуждения, исключающего критику. И сам очень осторожно подходил к оценке детской работы, отмечая только положительное, чтобы,  не дай бог, не навредить, не погасить у ребенка желание заниматься художественной  творческой деятельностью. Поэтому в каждой детской работе я стараюсь найти что-то хорошее: красиво подобранное цветовое сочетание, плавную линию, интересный мазок и т. д.

 

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО. 

        Авторские рифмованные физкультминутки.               

            Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительного искусства,  внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи.

            Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

             Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- соблюдение организационно-педагогических  условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

 - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, точечного массажа,  физкультминуток (причем тексты  к рифмованным физкультминуткам, соответствующие теме урока, придумываю сама,  они не только помогают ребятам отдохнуть, подвигаться, но и поддерживают интерес к теме урока),

 - обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т.д);

 - поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, предлагаю им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);

 - соблюдение психологического  климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудниче­ство, учет возрастных особенностей);  наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие собственного сочинения в начале урока, подбадривающие слова  и стихи в процессе выполнения задания);

 - наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

 - соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований  (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

Физкультминутки для малышей

Тема: Гуашь. Прием работы от пятна. «Золотая рыбка».

Рыбка по морю плыла                   (Правой рукой движения, имитирующие движение     рыбки. )

И подружку там нашла .               (Левой рукой движения, имитирующие движение рыбки.)

Вместе долго веселились,             (Двумя руками движения, имитирующие движение      рыбок.)

Плавали вдвоем, резвились.

Влево, вправо, взад, вперед,          (Наклоны.)

А потом наоборот.

Шевелили плавниками                   (Движения пальцами.)

И красивыми хвостами.                 (Движения тазовой частью.)

Вот наплавались сполна                (Хлопки двумя руками.)

И уснули до утра.                            (Ладошка к ладошке и под голову.)

 

Тема: Разные формы крон деревьев. Гуашь «Улыбки осени».

 

Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

Дунул сверху и тогда                     Поднимаем руки вверх.             

Затрепетала вся листва.                 Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

Наигравшись с листвой,                Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

Улетел к себе домой.                     Садимся на свои места.

 

Тема: Акварель. Основные и составные цвета. Упражнение «Радуга».

 

Я на радугу-дугу                              Руки вверх и в стороны.

Наглядеться не могу.                       Покачиваем головой влево, вправо.

Мост от неба до земли                     Круговое движение правой рукой

Удивительной красы.                      Круговое движение левой рукой

Буду по мосту шагать,                     Шаги на месте

В небе тучки разгонять.                   Движение руками верх, в стороны и вниз.

К солнышку найду дорожки,          Шаги на месте.

Поиграю с ним в ладошки.              Хлопки в ладоши.

А потом пойду опять                       Шаги на месте.

Я по радуге гулять.

 

Тема: Пластилин вместо карандашей. Рисуем пластилиновыми жгутиками «Цветик-семицветик».

В садике волшебном                       Сидя на корточках,

Рос цветок на грядке.                      медленно поднимаемся.

Легкий ветерочек                             Закрываем глаза ладошкой

Любил играть с ним в прятки.        и поворачиваемся то влево, то вправо.

Если ветерочек                                 Потираем ладошка о ладошку.

Друга находил,

С ним игру другую                          Хлопаем в ладоши.

Быстро заводил.

Слева или справа                             Покачиваемся то влево, то вправо,

Дунет на цветочек,                          имитируя, будто дуем.

Затрепещет сразу                               Руки в стороны

Каждый лепесточек.                         Двигаем пальчиками.

Наигравшись вдоволь                       Руки в сторону

Улетал из сада.                                  Имитируем движения крыльями.

Весело и ветру,                                  Хлопаем в ладоши.

И цветку отрада.

 

Тема: Рисовать можно пятнами. Упражнение «Дорисуй пятно».

 

Раз пятно, два пятно,                         Круговые движения руками справа

И не видно ничего.                            Круговые движения руками слева.

Будем в пятнышки играть,                Хлопки в ладоши.

Их в предметы превращать.              Наклоняемся чуть вперед и разводим руки в стороны.

Вот из пятнышка зайчишка               Имитируем ушки на макушке.

Побежал на луг вприпрыжку.           Прыжки на месте.

Из другого вышел слон,                    Кулачками постукиваем по передней части бедра.

Кто огромнее, чем он?                       Круговые движения руками

Эти пятна не просты,                         Покачиваем головой из стороны в сторону.

Превращаем их в цветы.                    Поднимаем руки вверх и немного в стороны.

Волшебство теперь повсюду             Руки встороны.

Я творить из пятен буду.                    Хлопки.

 

Тема: Выполнение конкурсного рисунка на противопожарную тему.

 

Мы –  огоньки веселые,                     Из положения «сидя на корточках» поднимаемся,                       

Искримся и растем.                            выпрямляемся, выполняя руками движение «фонарики».

Красоту, тепло и радость                   Хлопаем в ладоши.

Часто людям мы несем.                     Хлопаем в ладоши.

Но шутить с нами опасно!                Поворот туловища вправо, «грозим» пальцем правой руки.

Это всем должно быть ясно!             Поворот туловища влево, «грозим» пальцем левой руки.

Вместо радости, друзья,                    Обхватив голову руками, покачиваем ею из стороны

Случается порой беда.                        в сторону.

С огнем внимательным ты будь        Поворот туловища вправо, «грозим» пальцем правой руки

Слова мои не позабудь.                      Поворот туловища влево, «грозим» пальцем левой руки.

Тема: Волшебные превращения геометрических фигур в предметы.

Класс сегодня наш, друзья,                Поднимаем руки через стороны вверх

Посетила ребятня,                              Опускаем руки через стороны веиз

Необычная, смешная,                         Хлопаем в ладоши

Очень сильно заводная.                     Кружимся на месте

Прикатился ровный круг,                  Показываем круговые движения руками впереди себя

И затих смущенно вдруг.                  Опускаем руки

А за  кругом и  овал                           Поскоки на месте

В класс веселый прискакал.              Поскоки на месте

Промаршировал   квадрат,                Ходьба на месте

Вдруг как истинный солдат.             Ходьба на месте

Прихромал прямоугольник,              Переминаемся с ноги на ногу, покачиваясь

Он ужасный самовольник.                Покачиваем головой из стороны в сторону

Вот пришли и удивились,                  Ходьба на месте

Что средь нас здесь очутились.         Приподнимаем руки впереди себя и разводим их в стороны

Посмеялись, пошутили,                      Хлопаем в ладоши

Восвояси укатили.                              Растираем ладоши

 

 

 

 

 

 

 

                Игровые технологии на уроках ИЗО

                  Игра – это огромное окно, через   которое  в  духовный  мир  ребенка вливается   поток  представлений,  понятий об  окружающем   мире.

                                                                    В.Сухомлинский                                                                            

                  Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры  невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.             

             Для гуманизации взаимоотношений педагога с детьми, обеспечения гибкого поведения учителя, экономии нервных затрат педагогов и школьников, а также повышения творческого потенциала коллективной деятельности,  развития кругозора учащихся, пробуждения интереса к познанию, науке, книге, учению на уроках ИЗО и во внеурочное время  мною широко используются игровые технологии.                      

             Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса  в форме различных педагогических игр.

            Учитывая специфику предмета выделяю несколько типов игровых  технологий на разных этапах урока:

 - игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической формы («Составь изображение», «Чья композиция лучше» и др.), на закрепление знания форм («Соотнеси предмет с формой», «Найди предмет нужной формы» идр.), подвижные игры («Постройте нужную форму»);

 - игры и упражнения по цветоведению («Составьте пары», «Кто больше», «Оформи царства Снежной королевы и Жар-птицы», «Теплый-холодный», «Найди лишнее» и др.);

 - игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий («Продолжите цепочку слов»; «Сгруппируйте слова по жанрам», «Вычеркните лишнее слово», «Вспомни слово», «Определи жанр» и др.);

 - игры и упражнения для восприятия произведений искусства («Войдите» в картину», «Подберите прилагательные, характеризующие картину»; «Сравните впечатления», «Подберите стихотворение», «Угадай произведение искусства», «Что лишнее?» и др.);

   - часто в своей работе использую дидактические игры и упражнения на чувственное восприятие каких-то, явлений, качеств характера и передачу впечатлений на бумаге. Например, «Составь музыкальное пятно». Называю какое-то явление, допустим «цветущая вишня», а дети сначала в своем воображении создают этот образ, а потом переносят его на бумагу. И наоборот, показываю «музыкальное пятно» и предлагаю соотнести его с каким-то образом или явлением (дидактическая игра «Угадай, что это?»). Предлагаю изобразить на бумаге доброту, злость, радость, вкус какого-то продукта, природное явление абстрактно. Иногда произношу или вывешиваю на доске наборы каких-то слов, характеризующих предмет, явление или живое существо, например:

1) мягкий, пушистый, нежный, ласковый;

2) колючий, холодный, острый, сердитый

– и у ребенка в воображении возникает образ, который передается на бумаге.

                    Нередко начинаю урок с дидактического упражнения «Нарисуй словесную картинку». Называю явления: вьюга, гроза, осенний дождь, листопад, шторм на море, – прошу рассказать, что они представляют себе, в каких красках.

                    А для закрепления знаний о цвете выполняем  треннинговые упражнения. Предлагаю закрыть глаза и представить:

1)

  • желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный…
  • красный цвет во всем поле зрения, а теперь он переходит в синий и т.д.

2)

  • на зеленом поле – красные треугольники;
  • на голубом фоне – нежно-розовые шары;
  • по красному полю – шагают зеленые квадраты;
  • на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

 

 - сюжетно-ролевые игры («Лучший экскурсовод», «Следствие ведут знатоки» и др.);

 - игры и практические упражнения по ДПИ («Составь узор», «Угадай, что лишнее», «Продолжи орнамент» и др.);

 - интеллектуальные игры («Самый умный», «Умники и умницы» и др.).

                    Кроме этого в начальной школе присутствие на каждом уроке братьев-художников, а именно: мастера Изображения, мастера Украшения и мастера Постройки, -  предполагают создание игровой ситуации, как само собой разумеющейся. Точно также создание каких-то сказочных волшебных ситуаций, присутствие сказочных героев, исторических лиц ит.д.

                    Игровая деятельность позволяет более рационально использовать учебное время, вызывает у детей интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.  Во время игровых ситуаций у детей значительно возрастает острота зрения. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия, позволяют корректировать психологическое состояние и поведение учащихся, развивают коммуникативные способности.                     

                   Использование таких игр и упражнений на уроке способствуют не только развитию ребенка, но и воспитывают интерес к изобразительному искусству как учебному предмету и искусству в целом.

 

 

 

 

Художественно-эстетическая интеграция различных видов искусств на уроках ИЗО

                     Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Чтобы шагать в ногу со временем на уроках и во внеурочное время использую современные педагогические технологии:

  •  педагогику сотрудничества;
  •  интеграцию разных видов искусств;
  •  личностно-ориентированные технологии;
  •  информационные технологии;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  игровые технологии
  •  проектную методику.

                        Интеграция – процесс сближения, связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению ее недостатков и направлена на углубление взаимосвязей между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.

        На своих уроках я применяю интеграцию разных видов искусств: музыки, литературы и изобразительного искусства. И делаю это, в первую очередь, для того, чтобы пробудить у детей интерес к изобразительному искусству, желание работать творчески и повысить результаты художественной творческой  деятельности учащихся. То есть, практически на каждом уроке мною используются в тесной связи друг с другом музыка (классическая, современная инструментальная, русские народные, современные песни и др.) и художественное слово (поэзия, отрывки из прозаических произведений, загадки, сказки).

        Гармонично подобранные музыка и стихи позволяют дать хороший эмоциональный настрой на работу в начале урока. Они поддерживают у ребят интерес на протяжении всего занятия. И особенно удачным считаю использование записей музыкальных пьес во время практической творческой деятельности учащихся. Их слушание позволяет детям включить фантазию, создать в воображении необходимый образ для осуществления поставленных задач, а затем передать этот образ в живописи, графике или народной росписи.

          На моих уроках звучит разная музыка. Выбор музыкальных пьес зависит от типа, формы, темы урока. Например, на уроках-путешествиях, уроках-играх по живописи, графике при работе над пейзажем чаще всего используются записи музыкальных пьес из сборника П.И.Чайковского «Времена года», музыка Вивальди, современная инструментальная музыка или музыка природы (голоса птиц, шум ветра, шорох листвы,  журчание воды).

На занятиях по декоративно-прикладному искусству чаще всего используется фольклорный материал: песенный и поэтический.

На уроках-сказках – волшебная музыка М.П.Мусоргского. Например, в пятом классе, выполняя комбинированную работу «Зимний лес», в начале урока во время аналитической беседы включаю запись сюиты Мусоргского «Баба Яга». Под ее звучание читаю стихотворение Ю.Паркова «Овраг», в котором описывается волшебный таинственный лес.

Сырь да сутемень в дремном овраге.
Там, во мху с головы до пят,
Затаились кривые коряги
И, как змеи Горынычи спят.
Пахнет глиной, грибами и прелью,
И, кудесник разбойных ночей,
Донимает лукавой свирелью
Сумасбродный бродяга-ручей.
Зачинается. Только послушай!
Зачарованный, встань и замри:
Пень – горбатый, живой, неуклюжий,
Словно леший, возник из земли.
А до сказки – всего лишь полшага:
Можно даже коснуться рукой!
В осторожных сутемках оврага
Дух языческий и колдовской.
Эту жуть, это странное иго
Ни стрела не порушит, ни меч…
А до сказки – всего лишь полмига
И не боязно очи обжечь. 

                Во время объяснения нового материала для того, чтобы пробудить у детей интерес к этой теме, включить воображение, декламирую отрывок из стихотворения Н. Рубцова:                 

Знаешь, ведьмы в такой глуши
Плачут жалобно.
И чаруют они, кружа,
Детским пением,
Чтоб такой красотой в тиши
Все дышало бы,
Будто видит твоя душа
Сновидение.
И закружат твои глаза
Тучи плавные
Да брусничных глухих трясин
Лапы, лапушки.
Таковы на Руси леса
Достославные!
Таковы на лесной Руси
Сказки бабушки.               

                 И поэзия, и музыка сразу уносят учащихся в мир сказки, помогают прочувствовать красоту зимнего леса и затем передать ее в работе.

               Иногда уроки, связанные со сказками, начинаю со  стихотворения, собственного сочинения, звучащего под музыку из телепередачи «В гостях у сказки» (вступление), например, урок во втором классе на тему: «Образ человека и его характер в живописи. Раскрытие характера сказочного героя (доброй феи и злой колдуньи) с помощью цвета»:

 

                                    Тихо-тихо скрипнув дверью,

                                    Снова сказка входит в класс.

                                    Соловьиной нежной трелью

                                    Завораживает  нас.

                                    И волшебным теплым ветром

                                    Проскользнув по уголкам,

                                    Наполняет душу светом,

                                    Дарит радость малышам.

              Далее продолжаю:

        –    Вместе с этой волшебной музыкой и стихами к нам в класс проскользнула сказка, и она приглашает нас в свои владенья, в страну сказочных героев. (Включается запись песни из телепередачи «В гостях у сказки».) Хотите отправиться в такое путешествие? (Чтение стихотворения):

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки глядятся.

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

                      Я сама очень люблю поэзию и стараюсь привить эту любовь детям. На уроках читаю стихи не только всенародно известных поэтов-классиков (Пушкина, Тютчева, Фета, Бунина, Есенина и др.),  но и местных современных авторов (Сороколетовой, Агафонова, Голицына, Крехова, Лизунова), а также, как вы уже заметили, стихи собственного сочинения. Причем стихи звучат, я повторюсь, на каждом уроке при изучении любой темы, при решении любой задачи.

Например, коснемся темы Родины. Одной из основных задач нравственного воспитания учащихся является формирование чувства Родины. Это понятие складывается из нескольких аспектов. Например, у младших школьников Родина – это, прежде всего, их дом, семья, школа. Постепенно это понятие расширяется,  и любовь к дому, к близким выливается в любовь к своей малой родине: поселку, району, области. И, наконец, в дальнейшем – к общей большой Родине – России.

  Изобразительное искусство – это плодотворная почва для выращивания этих ростков любви, поэтому данная задача решается практически на каждом уроке, начиная с первого класса. И осуществляется она через чувства, эмоции. То есть, начиная с начальной школы, я учу детей радоваться  всему красивому, восхищаться этим красивым, удивляться ему. Ведь удивление, как считал Аристотель, –    начало  творческого отношения к миру и к жизни в нем.

                             Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

                             Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю.

                    Именно с любования красотой родного края начинается зарождение чувства любви к Родине, чувства национальной гордости. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране». И действительно это так. Ребенок, который сумел оценить красоту родной природы, пропустил ее через свое сердце, научится беречь природу, любить ее, а затем постепенно научиться любить Родину. Недаром Родина – природа – однокоренные слова.

                        И снова в решении этой задачи помогает мне использование художественного слова. Например, когда дети пишут пейзаж родной земли под тихую, спокойную, лиричную музыку зачитываю свои стихи:

                                1.   Орехово-Зуевским районом

                                      Гордимся с детства мы, не зря.

                                      Красивых много регионов,

                                      Но лучше всех наша земля.

                                      Раскинулась она в Мещере:

                                      В восточной ее стороне.

                                      Дивится каждый поневоле

                                      Природной ее красоте.

                                      Здесь и поля, и лес милее,

                                      И в небе выше облака.

                                      Луга  здесь ярче и пестрее,

                                      Студеней быстрая река.

                                      И соловьи поют приятней,

                                      Нежнее шепчется листва.

                                      Нет в мире места благодатней,

                                      Чем ты, родимая земля.

                  Мои стихи помогают ребятам почувствовать красоту родной природы в разное время года и изобразить  ее в своих работах, так как в запасе имею стихи и об осени, и о зиме, и о весне. Кроме этого я собрала целые подборки стихов к разным темам. Например, изучая тему «Образ русской природы» в 4 классе, мы выбираем определения, подходящие к описанию родной природы из стихов известных авторов (Есенина, Тютчева, Фета, Бунина и др.). Выясняем, что природа у нас сказочная, волшебная, светлая, раздольная, древняя, могучая и т.п. После этого предлагаю детям выбрать понравившееся стихотворение или несколько четверостиший и по ним написать пейзаж.  При этом постоянно обращаюсь к прошлому опыту ребенка, к его ощущениям от увиденного, услышанного. Предлагаю вспомнить свой любимый уголок природы, мысленно увидеть красоту белоствольных березок, стройных сосен, могучих елей, услышать звонкое щебетание птиц, шелест листвы, журчание воды и потом свои ощущения, свои чувства передать в рисунке. А чтобы было легче это сделать, во время практической работы включаю музыку, запись с голосами птиц.

                           Развивая тему Родины, хочется отметить, Россия – центр христианской, точнее, православной цивилизации. А отличительная черта всех христианских городов – православные храмы. «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных…». Так сказал однажды великий князь Константин Романов. И действительно, российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа, а одноглавые церкви в обрамлении зелени, кажущиеся жемчужинами на зеленом бархате, всегда были неотъемлемым элементом русского пейзажа. Такие церкви кажутся легкими, невесомыми и вызывают в людях щемящее чувство Родины. Этой теме я также посвящаю много уроков.  Рассказываю детям о том, какие великолепные храмы, украшенные мозаикой, фресками, иконами, были возведены на Руси после введения христианства, о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Рассказ сопровождаю показом иллюстраций, чтением стихов, прослушиванием музыкальных произведений. Дети узнают о том, что церкви старинные – одноглавые, однокупольные. Более поздние – уже пятикупольные. А есть церкви, у которых множество глав. Храмовое многоголовье – гордость России.

                      А.Вознесенский

Ты стоишь, сияя златом

Необъятных куполов,

Над Востоком и Закатом,

Зыбля зов колоколов.

                      В.Брюсов

                     И лишь после этого, дети приступают к изображению храмов, а я в это время    включаю    запись    песни    «Малиновый звон»   муз.   А. Морозова,     сл. А. Поперечного или колокольные перезвоны.  И стихи, и музыка сразу уносят детей в мир прекрасного, помогают прочувствовать красоту и величие православных храмов и передать это в работе.

                  Во время  знакомства учащихся шестого класса с бытовыми картинами, предлагаю нарисовать интерьер комнаты. При этом использую в качестве художественного слова стихотворение  «Родной дом»:

     Что может быть милей родного дома?                                  

     Того, где появился я на свет.

     Мне с детства в доме этом все знакомо,

     Здесь на любой вопрос легко найду ответ.

     Откуда б ни пришел сюда, я знаю,

     Меня здесь встретят с нежностью всегда.

     И радостной улыбкой просияют

     Приветливые мамины глаза.

     Отец положит на плечо мне руку:

     «Ну, здравствуй, сын»,  – промолвит не спеша.

     Слова эти прогонят быстро скуку,

     Проблемы все решим мы сообща.

                Это же стихотворение можно использовать и при знакомстве с жанром «портрет», когда дети изображают маму, папу или всю свою семью.

                А когда мы работаем по теме «На школьной перемене», то использую стихотворение о нашей гимназии, сочиненное к ее юбилею:

Гимназия наша – храм науки.

Здесь учатся дети, не зная скуки.

Волшебный терем! Сказочный град!

Творить, заниматься в нем каждый рад.

Как в сказке, происходят здесь превращенья

С теми, кто трудится, проявляя терпенье.

Волшебный огонь здесь горит всегда

Познаний, открытий, упорства, труда.

И пусть этот сказочный школьный дом

Наполнен всегда будет только добром.

Пригоршнями детям добро раздавая,

Пусть процветает школа родная.

                       Формирование чувства Родины немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках, народном декоративно-прикладном искусстве. Чтобы знакомство с народными промыслами проходило эффективнее, организовываю экскурсии в центры народных промыслов, использую настоящие произведения декоративно-прикладного искусства и обязательно использую или фольклорный материал (песенный и поэтический) или же небольшие четверостишья собственного сочинения. Например, на уроке ДПИ на тему «Жостовская роспись», чтобы объяснение было более понятным и интересным, во время отработки способов составления цветов из мазков сопровождаю свои действия чтением четверостиший:

                           Раз мазок, два мазок –

                           Получился лепесток.

                           Собери все пять их вместе,

                           И распустится цветок (пятилистник ).

 

                           Как зигзаг другой мазок

                           Пишем аккуратно.

                           Получился василек.

                           До чего приятно!

     

                           Лепестки-мазочки

                           Размести по кругу.

                           И цветок ромашку

                           Ты подаришь другу.

                   Или при обобщении знаний о городецкой росписи использую загадки-четверостишья:  

                     Самый крупный из цветов

                     С точкой в середине.

                     Он основа всех основ

                     Писан по голубому синим.

                                                                          (Розан.)

В этом маленьком цветочке

                    Не увидишь лепесточки.

                    Сверху точка у него

                    И крупная дужка напротив нее.

                                                                         (Бубенчик.)

                    А  у этого цветка

                    Крупного, красивого,

                    Точка сбоку расцвела,

                    Красная иль синяя. 

                                                  (Купавка.)

                       Не всегда можно найти загадку по теме урока в сборниках, книжках, поэтому по мере необходимости я их сочиняю сама. Например, в первом классе на уроке пластилиновой живописи по теме «Цветик-семицветик» загадываю:

                             Очень на радугу похож,

                             Она семицветная, я тож.

                             На вид и нежный, и приятный.

                             Имею запах ароматный,       

Или читаю  стихотворение-загадку:

Однажды в бабушкином сказочном саду

Цветок волшебный распустился вдруг на грядке.

Похож немного был на радугу-дугу:

Семь разноцветных лепестков на грядке.

 

Случайно в сад тот девочка зашла,

И бабушка цветок ей подарила.

О чудных, важных свойствах этого цветка

Старушка той девчушке сообщила:

 

Ты лепесток волшебный нежный оторви,

Когда заветное желанье загадаешь.

Простое заклинанье вслух произнеси,

И что потом случится, сразу же узнаешь.

Спрашиваю у ребят, о каком цветке идет речь в этом стихотворении, из какой он сказки?

                Заключительным моментом урока могут служить такие строки, сочиненные мной:

И если в жизни встретишь ты, дружок

Цветок, что исполняет все желанья,

Не торопись срывать последний лепесток.

Подумай, вдруг облегчит чьи-то он страданья.

Старайся в жизни ты творить добро,

Больным и немощным помочь ты не стесняйся.

Не огорчайся, если вдруг тебе не повезло,

И злом на зло ответить не пытайся.

Тогда господь тебя вознаградит:

С небес высоких вдруг Всевышний улыбнется,

Приветливо и нежно поглядит –

                   И твой поступок вновь добром к тебе вернется.

               Очень часто нам приходится принимать участие в различных конкурсах. Так,  для урока с пожарной тематикой сочинила стихотворение-загадку  об огне:

               Он теплом всех согревает,

               Радость часто доставляет.

               Но если волю дать ему,

               Не подчинится никому.

               Бушевать будет, пылать,

               Людям горе доставлять.

               Только пеной иль водой

               Затушим мы его с тобой.

               Во время объяснения материала, чтобы оно было более образным, предлагаю вниманию детей стихотворение «Озорной огонек»:

               Чиркнул спичку наш дружок –

               Появился огонек.

               Малыш рад ему, смеется.

               Огонек-то вьется, вьется.

               Искры пляшут на полу,

               Улыбаясь малышу.

               А малыш бросил бумажку,

               Съесть огню дал промокашку.

               Стал вдруг огонек расти,

               Все съедает на пути:

               Занавеску, покрывало.

               Одеяло запылало.

               Не до смеха малышу:

               Трудно дышится ему,

               Жарко в комнате, угарно.

               Поиграл с огнем он славно!

               Вот уж наш мальчишка плачет,

               А огонь по стульям скачет.

               Знать большой беде тут быть,

               Если пламя не тушить.

               Знай, дружок! И знай, подружка!

               Спички детям – не игрушка!

А закончить данный урок можно такими строками:

Мы –  огоньки веселые,

Искримся и растем.

Красоту, тепло и радость

Часто людям мы несем.

Но шутить с нами опасно!

Это всем должно быть ясно!

Вместо радости, друзья,

Случается порой беда.

С огнем внимательным ты будь.

Слова мои не позабудь.

                Когда дети выполняют рисунки на военную тематику, посвященные Дню Победы, опять же читаю им стихи о войне, вместе мы слушаем записи песен военных лет, вполголоса поем их. И стихи, и песни помогают детям прочувствовать боль нашего народа от пережитого, гордость за свою страну, за свой народ и передать свои впечатления в живописных и графических работах.

               В начальной школе, знакомя малышей с акварельными и гуашевыми красками, придумываю и рассказываю им сказки о Белой фее, Черной колдунье, разноцветных сказочных замках, волшебных реках. Это и возбуждает интерес к уроку, и заставляет мысленно рисовать образ, фантазировать. Часто по завершении работы мы вместе с детьми придумываем сказки, рассказы, что раскрывает творческие способности учащихся.

               Таким образом, интеграция разных видов искусств помогает мне прививать ребятам интерес к занятиям изобразительной деятельностью, развивать их творческую активность, формировать понятия красоты, духовности  и нравственности.

 

Метод проектов на уроках ИЗО

  Нельзя чему-то научить     человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.

                                                                   Галилео Галилей          

                     Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Сегодня любая школа находится в условиях Модернизации Образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встаёт важнейшая задача совершенствования учебного процесса, что в свою очередь невозможно без творческих усилий педагогов. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки ИЗО, как любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.

                     Школа будущего- школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, самостоятельно добывать, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

             Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии -обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность, которая  в процессе формирования творческого потенциала личности развивается умения применять приобретённые навыки изобразительной деятельности на практике, что в свою очередь влияет на подготовленность школьников к взрослой жизни в современном мире.

           На своих уроках, занимаясь изобразительной деятельностью вместе с детьми, стараюсь создать условия для реализации природной тяги ребёнка к самораскрытию и саморазвитию.

                     Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

                     Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

                     Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

                 Тема проекта: '' Русская крестьянская изба''

Цели проекта:

  • становление и развитие духовно и нравственно богатой личности на национальной основе;
  • дальнейшее формирование культурно- исторической памяти, приобщение к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном декоративно- прикладном искусстве.
  •  развитие творческих способностей учащихся; способности самостоятельно добывать знания, применять приобретённые знания, умения и навыки изобразительной деятельности на практике.

Задачи проекта:

  ·        познакомиться с основами образно-символического языка, пришедшим к нам от далеких предков, корнями народного искусства, со старинной русской крестьянской избой средней полосы Росси: способами ее строительства, декором;

  ·        выполнить на предварительных зарисовках-эскизах узор причелины, лобовой доски, полотенца, окна со ставнями и наличниками, окна светелки;

  ·        выполнить перспективное построение рисунка русской крестьянской избы;

  • оформить декор избы;

  ·       подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией    полученных результатов.

Участники проекта:  5-б класс 

Возраст учащихся: 11 лет

Время работы над проектом:  2011/2012 уч. г. (октябрь-декабрь)

Обеспечение:

  • Разнообразные художественные материалы: простой карандаш, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры;
  • Просмотр фотографий, картин, рисунков, таблиц, слайд-презентации и другого иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;
  • Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами, Интернетом;
  • Совершение прогулок и экскурсий с целью подробного ознакомления с объектами исследования.

    Ход учебного проекта:

1-й этап.

 Рабата с учителем для погружения в тему проекта.

 Определили тему проекта, остановились на заголовке «Русская крестьянская изба». Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.

Цели и задачи решения проекта названы выше.

Способы  решения выстроили так:

1)  необходимо прочитать печатные источники или подобрать необходиый материал о старинных русских крестьянских избах в Интернете; подготовить небольшие сообщения;

2)  совершать прогулки и экскурсии в к старинным избам  нашей местности;

3) сфотографировать интересующие объекты для последующего рассматривания в классе;

4) прежде чем выполнить живописный рисунок русской избы, сделать зарисовки резных досок, окон разными художественными материалами.

5)  на основе полученных знаний, умений и эскизов выполнить живописный   

     рисунок русской избы.

2-й этап.

Инфомация о старинной русской избе

Типы изб и способы строительства

              В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба" (ударение на "и"). ("Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба.) Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до 17-18 веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.

           Было много типов изб. Тип зависел от расположения клетей между собой и их количества (двойни, тройни, четверни и т.д.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовaя), от способа отопления, расположения двора и т.д.

        Особенностью русского двора было то, что дома строились не рядом с воротами, а от главных ворот к дому пролегала дорога, иногда мощеная. В средней полосе России вместо того, чтобы строить большой дом или позднее делать к нему пристройки, сооружали несколько жилых строений, которые вместе назывались хоромы. Жилые строения имели разные названия. Кроме избы, были горницы, повалуши, сенники.    Иногда в одном дворе несколько строений соединялись между собой крытыми переходами. С боков дома часто устраивали завалинку, невысокую земляную насыпь, примыкающую снаружи к стенам избы.

             Терем имел два значения:
- древнерусский башнеобразный дом;
- верхний ярус хором, имеющий в отличие от чердака самостоятельные стены по периметру.

        Дома были четырехугольные. Деревянные дома делались обычно из сосновых или дубовых брусьев или бревен, уложенных горизонтально и образующих сруб (от русского глагола "рубить", т.к. сруб строили из рубленных топором круглых бревен или четырехугольных брусьев - пилой в то время не пользовались, она появилась лишь в 18 веке). Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. Брусья клали один на другой и скрепляли в углах различными видами врубок, когда зубец одного бруса или бревна входил в выемку в другом. В брусьях и бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее укладывалось на нижнее. Толстые брусья прочно держались на месте, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и по окнам и дверям. Это называлось строить избу во мху, а если продавалась изба, не обитая мхом, ее называли срубом.
          Конструктивная основа избы - венец, т.е. горизонтальный ряд бревен или брусьев деревянного сруба. От количества венцов зависела высота сруба. Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее толстых и крепких бревен – окладным венцом.
        Такая конструкция использовалась русскими плотниками, т.к. основным строительным материалом были сосновые бревна, не всегда высушенные, и многовековая практика показала, что при таком материале лучше укладывать бревна горизонтально - одно на другое.

      Для северной и центральной полосы характерна высокая изба с подьизбицей или подклетом (нижним этажом дома), под двускатной тесовой кровлей, расположенная перпендикулярно улице. В южных областях была распространена низкая без подклета изба под четырехскатной соломенной крышей, расположенная вдоль улицы.

         Перед входом в дом обычно было крыльцо со ступенями, но в низких одноэтажных избах вместо него был деревянный помост, называемый передмостьем. В простых домах крыльцо огораживалось перилами, а в богатых оно делалось с кувшинообразными колоннами и покрывалось остроконечной кровлей. Вход на нижний этаж обычно был не через крыльцо.

           Откидное крыльцо - крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Крыльцо имело один или два входа, ступени крыльца вели на площадку - рундук, опиравшуюся на два или четыре столба, оттуда в сени второго этажа. (Сени, сенцы, сенки - входное помещение, обычно неотапливаемое, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменных зданиях. В сени обычно вела наружная лестница. Сени могли быть на втором этаже. В сенях устраивали чуланы, а летом спали. Сени предохраняли соседние помещения от ветра и холода. Они характерны для крестьянских домов и небольших городских домов). Если крылечко имело навес, оно называлось ганка или ганк.

Декор избы

             Большое значение в русском деревян­ном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, на­поминают сказочные терема. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой с заглублён­ным фоном подчёркивают и выявляют конструк­тивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски уже издали выявляют основные объёмы — глубина западающего в тень фронтона подчёркнута ярко освещёнными крыльями, светёлочный проём окай­млён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой на­личники окон, торцовые доски чётко ограничива­ют края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фа­сад этого выразительного архитектурного комплекса.

             Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах. И наконец, на самом близком рассмотрении они восхищают нас иной, новой красотой — совершенством резьбы, мелкой разделке которой мастера Поволжья придавали большое значение. Мы любуемся не только художественной образностью и мастерством исполнения резьбы, но и самим материалом — иссечённым резьбою деревом. Выветрившееся за многие десятилетия под открытым небом, дерево играет сейчас не только цветом, но и рисунком волокон. Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего XIX века была узорная лобовая доска, которая как бы венчала сруб, отделяя его от фронтона. Очень редко растительный узор шёл непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно чётко намечался композиционный центр, которым служила иногда дата, заключённая в рельефную рамку. По сторонам от неё размещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вазон, из которого выходили стебли гирлянды.

           Наравне с богатой орнаментикой лобовых досок с большой пышностью украшали под ними и красные окна дома, то есть окна, большие по размеру в отличие от маленьких — волоковых, которые в Поволжье рубили ещё в первой половине XIX века по обе стороны одного большого красного окна.

Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно за­падающее пространство фронтона, наличник светёлки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объёмно и всегда был ярко освещён. В резьбе светёлочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, и витые деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток. Красивая и живая текстура дерева обращает на себя внимание при рассмотрении деталей резьбы — фрагментов растительного узора и изображений разнообразных сказочных существ. Ритмичный живой узор волокон дерева подчас превосходно выявляет пластику рельефных изображений, подчёркивает выразительность глядящих на зрителя загадочных сиринов и берегинь, помогает донести живую мимику кошачьей морды льва. Естественный узор волокон то прорезает морщинками лоб, то тонкими лучами разбегается от глаз по округлости щёк, то подчеркивает смешливую линию носа, то залегает вокруг сложенного в гримасу рта. Мастер тонко чувствовал материал и почти всегда заставлял его усиливать выразительность своих образов. Вот почему сказочные персонажи в деревянной резьбе Поволжья воспринимаются совершенно по-новому и приобретают свои, присущие только деревянной народной пластике черты.

Одним из наиболее интересных и самых распро­странённых изображений волжской домовой резь­бы является образ берегини, который не встреча­ется ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сом­нения в том, что когда-то это существо должно было оберегать. По-видимому, «оберега» в обра­зе русалки резалась сначала на судах, и возник этот образ ещё в те времена, когда верили в доб­рую силу божества, которое оберегало людей во время плаваний от злых духов стихии.

 

 3-й этап.

          В начале проекта мы подбирали материал  о старинных русских избах, а именно: о способах их строительства, о типах изб в зависимости от географического положения, о единстве конструкции и декора, о старинных знаках и образах, которые использовались  в узорах  резных досок. Весь этот материал собирали из разных источников: посещали библиотеку (просматривали журналы, книги, справочники и энциклопедии), наш школьный музей, пользовались Интернетом. Готовили сообщения, сопровождаемые картинками или фотографиями, и выступали с ними перед товарищами по вариантам. Ходили на прогулки и экскурсии по близлежащим деревням, во время которых рассматривали сохранившиеся узоры на резных досках, на наличниках окон, на фронтоне, фотографировали их. По возвращении  с экскурсий дома и на уроках делали зарисовки. На одном уроке – графические зарисовки причелин (придумывали узор из орнаментальных рядов в виде знаков солнца, земли, воды  простым карандашом), на другом – рисовали узоры на лобовых досках, используя растительные элементы, образы фантастических существ. Далее выполнялись рисунки красных окон со ставнями и наличниками, украшенными знаками солнца, земли, воды, растительными элементами, птицами, фантастическими существами, окон светелки в виде домиков-теремков. Это являлось подготовкой к основной работе над живописным изображением русской крестьянской избы.         

            После такой подготовки упражнялись в построении рисунка в перспективе на эскизе, а потом непосредственно  приступили к работе над избой в  формате А3.  Далее работали в цвете. Материалы выбирали по своему усмотрению: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, – или по совету учителя, который знает наши возможности, предпочтения. Работы получились разные, какие-то лучше, какие-то чуть хуже, но главное, все они были выполнены с любовью к русской старине, традициям своего народа, с уважением к своим предкам.

Итог

              Данная тема творческого проекта помогла нам проникнуться духом старины, познакомиться с русским национальным  искусством резьбы по дереву, традициями в деревянном зодчестве,  оценить мастерство старинных умельцев. Научила удивляться, любоваться красотой деревянных построек, способствовала привитию желания сохранить эту красоту следующим поколениям.

              В процессе осуществления проекта  были получены и закреплены знания о перспективном построении рисунка, законы композиции,  приемы и способы работы с разными художественными материалами.

 

Литература:

 

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – учебник для 5 класса по программе Б. М. Неменского.
  2. М.М. Громыко. Мир русской деревни, Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.
  3. А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе, пособие для учителей, Москва, «Просвещение», 1981г.

 

 

 

 

                                    Информационные технологии.

              Школа будущего- школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

             Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото- и видеоматериа­лы  создают базу для разработки презентаций для  уроков. Компь­ютерные образовательные  программы в игровой форме предла­гают  виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концер­тных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и  найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

              Использование ИКТ дает возможность ученику самому уча­ствовать в формировании информационного пространства. Особые возможности у детей появляются  благодаря созданию детской школой искусств.    Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет су­щественно снизить затраты времени на преподнесение нового ма­териала, дает возможность получить  большую отдачу от работы детей в учебное  время, организовать внеклассную  работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков - одно из  требований времени. Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может  стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

           Благодаря компьютерным образовательным  программам в игровой форме предлагаю  виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, совершение виртуальных экскурсий в центры народных художественных промыслов. Организую художественные лектории по творчеству известных художников (Саврасову, Левитану, Васнецову и т.д.)

              Для своей подготовки к урокам использую возможности Интернета.  Активно применяю в практике работы уроки различных типов с использованием как СД дисков, так и слайд-презентаций.

              Использование  электронных  презентаций        Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока, например: «Творчество Ван Гога», «Архитектура Древней Греции» и т.д. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним  или двумя цветами, расположение на заднем  плане репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом порядке и т.д. На  следующих слайдах устанавливаются тексты  или картинки, а также то и другое. При составлении презентации учителю  важно подобрать материал высокого  качества, без искажения цвета,  высокого разрешения. Можно  использовать различные анимационные  эффекты. Это способствует повышению  внимания детей и радует глаз.

             Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой позиции  (например, перечисление особенностей  художественных стилей разных эпох). Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты,  которые следует детям записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации.  Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребёнку  работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы  текст был лаконичным и написан крупными буквами.

              Презентация удобна и для организации проверки знаний. Осуществляю проверку в виде компьютерных дидактических игр и упражнений («Какая картина лишняя», «Определи лишнюю барышню», «Определи жанр картины» и др.).Она может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками  располагаю перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком.  В последнем случае продумываю последовательность контрольного урока с учетом знаний детей, иногда организовываю его, например, в виде викторины или интеллектуальной игры.

                В последнем случае продумывается последовательность контрольного урока с учетом знаний детей и может быть организована, например, в виде викторины. Каждый слайд содержит  репродукцию картины. Учитель  показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос,  связанный с этим произведением. Такие викторины используются как для закрепления материала  урока, так и для проверки знаний,  полученных за учебную четверть или полугодие. Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.             Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете.

                ИКТ широко применяются и во внеурочной деятельности по предмету. Например, в нашей гимназии ежегодно проводятся недели предметов художественно-эстетического цикла.   В это время стараюсь организовать и провести с детьми познавательно-развлекательные мероприятия, праздники, конкурсы, викторины художественные лектории с использованием компьютерных технологий, а также интеллектуальные игры типа: «Самый умный», «Умники и умницы» и др.             

 

 

© lyuda-lisitsina

Сделать бесплатный сайт с uCoz