1. Художественный лекторий о Творчестве

И.И. Левитана

Tvorchestvo_Levitana.rar

2. Художественный лекторий о творчестве

А.К. Саврасова

Aleksei_Kondratevich_Savrasov.rar

3. Художественный лекторий о творчестве

В.М. Васнецова

Hudozhestvennyi_lektorii_o_tvorchestve_Vasneccova_V.M.rar

Художественно-музыкальная викторина

для учащихся 5-6 классов

Цель

Дальнейшее воспитание любви к искусству.

Задачи

 Закрепить знания учащихся, полученные на уроках по предметам художественно-эстетического цикла. Способствовать расширению кругозора учащихся, усвоению законов красоты.

 Развивать творческие способности учащихся, внимание, память, речь, смекалку.

Содействовать совершенствованию коммуникативных умений.

Воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование

Гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, листы бумаги, пуговицы, кусочки ткани, иголки с ниткой, ножницы, ручки.

Ход мероприятия

                  Добрый вечер, дорогие друзья. Неделя предметов художественно-эстетического цикла продолжается, и сегодня мы предлагаем вам принять участие в художественно-музыкальном калейдоскопе. Все предметы нашего цикла (музыка, живопись, графика, танец, декоративно-прикладное искусство, художественный и обслуживающий труд) так или иначе связаны с красотой.

А если это так, то, что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

Красота – утешенье для глаз,

Для души и для сердца утеха.

Красота и в природе, и в нас

Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О, нет!

Чья-то юность пройдет, отсмеется,

Отгорит как светильник, но свет

Красоты навсегда остается.

Красота – доброта! Вот в чем суть.

И считай, что не даром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил.

                Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих (композиторов, художников, поэтов), она и в нас самих. Только нужно уметь замечать, видеть эту красоту, любоваться ею, удивляться ей. Ведь удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нем. Нужно уметь ценить, беречь красивое и создавать красивое своими руками. Всему этому вас учат произведения известных композиторов, художников, поэтов и, конечно, ваши учителя. Благодаря их стараниям многие из вас научились видеть, понимать, воспроизводить красоту. А чему конкретно вы уже научились, как усвоили законы красоты, как умеете пользоваться полученными знаниями о красоте, и кто постиг  эти знания в большей мере, покажет сегодня ваше участие в этой викторине.

Команды приглашаются на сцену.

                        I.      Конкурс. Интеллектуальная разминка.

Она будет состоять из загадок, художественных омонимов и  вопросов на расширение кругозора. Каждой команде они будут задаваться по очереди. За правильный ответ – один балл.

  1. Загадки:

На картине видишь ты

Вазу, яблоки, цветы,

А не лес, не водоем.

Как ее мы назовем?  ( Натюрморт)

 

Я ходил сегодня в храм

И картину видел там.

Свечи ставили пред нею

Назови ее скорее.  ( Икона.)

 

Картину ею обрамляют,

Внутрь фотографии вставляют.

Да и оконный переплет

На сей ответ вас наведет.  ( Рама.)

 

Стоит за кульманом чертежник.

А перед чем стоит художник?  ( Мольберт.)

 

Можно этой краской рыжей

Рисовать все то, что вижу:

Рыжий лес, кота и солнце.

Заглянувшее в оконце.  (Охра.)

 

Струн дано мне очень мало,

 Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!

Озорная…(Балалайка.)

 

Движенье плавное смычка

Приводит в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив,

Его названье - …(Скрипка.)

 

У какого инструмента

Есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это звонкий наш…(Рояль.)

 

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель, -

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется … (Свирель.)

 

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком … (Аккордион.)

  1. Художественные омонимы:

 - Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть.)

 - Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон.)

 - Не только несколько объединенных одним названием музыкальных произведений одного исполнителя, записанных на кассету или компакт-диск, но и переплетенные листы для рисования. ( Альбом.)

 - Не только письменный перечень чего-либо, но и живопись на стенах, потолках и предметах быта. ( Роспись.)

 - Не только часть акта в драме, но и произведение живописи. ( Картина.)

  1. Вопросы на расширение кругозора.

 - Назовите самый древний рисовальный материал? ( Уголь.)

 - А какой инструмент графического вида искусства является самым простым и доступным? ( Простой карандаш.)

 - С какой картинки, согласно известной песни, « начинается Родина»? ( «С картинки в твоем букваре…». Песня « с чего начинается Родина?»)

 - Как в живописи называется предварительный набросок картины? ( Эскиз.)

 - Как называется прием, позволяющий показать на картине глубину изображения? ( Перспектива.)

                     II.      Конкурс. Колорист.

             Посмотрите, как прекрасен мир! Утром, чуть проглянет оранжевое солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо, оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, лазоревые, алые цветы. Вся земля наполнится светом, благоуханием трав и цветов. Да и вы, ребята, как цветы, - нарядные, красивые. А что делает мир таким многоцветным? (Краски.) Следующий наш конкурс посвящен именно им. Называется он «Колорист». Вы должны найти каждому понятию или предмету свой цвет – тот, который уже нашел народ и вставил в поговорки. (Задание на карточках.)

 

Тоска…(зеленая).

Лихорадка…(золотая).

Очки…(розовые).

Девица…(красная).

Неблагодарность…(черная).

Руки…(золотые).

Юнец…(зеленый).

Кость…(белая).

Магия…(черная, белая).

Мухи…(белые).

Дыра…(черная).

Дом…(белый, желтый).

Задание оценивается по шестибальной системе.

А пока ребята работают, шуточные вопросы залу:

Шуточные вопросы.

 - Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? ( Мороз, осень, солнце.)

 - Какой материал для рисования заливает лицо от стыда? ( Краска.)

 - Что художник вгоняет в краску? ( Кисть.)

  - Врач произведений искусств. ( Реставратор.)

 - Ткань на языке живописца. ( Холст.)

                                   III.      Музыкальный конкурс.

               Первое октября – Всемирный День Музыки. Именно ему и посвящен наш следующий конкурс – музыкальный.

               Музыка – один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, поэзии, театру, она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека музыка входит в его дом с колыбельной песней матери, сопровождает его во время праздников, звучит в походе, на привале, на улице, в кино, в театре. Прислушайтесь к звукам природы и вы услышите музыку дождя, ветра, птичьих голосов.

Ветер чуть слышно поет, 

Липа вздыхает у сада…

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои

Ива роняет у брода…

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав,

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет –

Только прислушаться надо.

            С утра до позднего вечера вы слышите музыку.

Вся музыка – волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

 А  кто сочиняет музыку? А с помощью чего ее записывают?

Какое многообразие мелодий могу составить всего семь ноток-подружек! Именно они делают окружающий мир еще прекрасней и добрей.

             Сейчас мы с вами по нескольким нотам будем угадывать мелодию.

За правильно отгаданную мелодию вы получаете 1 балл.

              Музыкальная пауза.

              Пока жюри подводит итоги  первых трех конкурсов, для вас звучит песня.

             А теперь давайте послушаем жюри, каковы же результаты первых трех конкурсов?

                                    IV.      Танцевальный конкурс.

Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли поплясать,

Резвы ноженьки размять?

              Следующий наш конкурс танцевальный. Все вы прекрасно знаете, что живопись разговаривает с нами с помощью цвета и цветовых оттенков, язык графики – точка, пятно, линия, музыка рассказывает нам о красоте окружающего мира звуками, а языком танца являются движения, пластика. И как красивы бывают движения у балерин, танцоров! Вспомните Майю Плисецкую или всем известных Анастасию Волочкову и Николая Цискаридзе. Наш конкурс будет состоять из народного, классического и современного танцев. Услышав народную музыку, вы должны  показать типичные движения народного танца. В конкурсе классического танца нужно станцевать вальс. В современном танце движения могут быть более свободными, импровизационными, ритмичными. Но, в любом случае, они должны быть красивыми, изящными.

                           V.           Конкурс «Самообслуживание».

                Мы говорили с вами в основном о красоте окружающего мира. А теперь поговорим о красоте человеческой. А.П.Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Народная  мудрость гласит: Кто аккуратней, тот людям приятней.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

То есть каждый человек обязан следить за своим внешним видом. Но вдруг случилось непредвиденное: на вашем костюме оторвалась пуговица. Ваша задача быстро, но в то же время аккуратно и прочно ее пришить.

VI.    Конкурс «Музыкальная картинка» или «Я рисую музыку».

Когда мы слушаем какое-либо музыкальное произведение, мы как бы

внутренним зрением «видим» то, что изображается музыкой. Слушая «Времена года» П.И.Чайковского,  «видим» грустный осенний пейзаж, зимнюю заснеженную дорогу, тройку, летящую по ней, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка,  качающуюся на воде лодку. Великий композитор  жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту в звуках. Музыка передает мысли и чувства того, кто ее создал, слушателю, вызывая у него уже свои чувства и образы. Сравните звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями рисунка. А чтобы было еще интереснее, нарисуйте, что вам представляется, когда слушаете музыку.

          Музыкальная пауза.

 Пока жюри подсчитывает баллы, снова звучит песня.

Объявление результатов  викторины. Награждение победителей.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем: «До свиданья,

До счастливых новых встреч.

 

 

© lyuda-lisitsina

Сделать бесплатный сайт с uCoz